Для кого законы пишут?

На протяжении нескольких месяцев обсуждается конфликт между руководством СЭЗ (Свободная экономическая зона) и его субъектом ОсОО «HAN-Plast-FEZ».

Напомним, что проблемы начались после того, как ген.директор О.Нусувалиев приметил машину «Toyota Land Cruiser» одного из соучредителей данной компании. О.Нусувалиев предложил поменяться машинами либо выплатить ему лично 2 млн.700 тыс. сомов в качестве «отметки». После этого и началась «война» между ген.директором СЭЗ и одним из субъектов СЭЗ.

СЭЗ «Бишкек» была открыта в 1992-м году. Большинство компаний, зарегистрированных с того времени, не осуществляют свою деятельность, однако, работа некоторых продолжается по сегодняшний день. Таким субъектом СЭЗ является ОсОО «HAN-Plast-FEZ» (выпускает необходимую для фермеров продукцию – шпагат и тепличную пленку).

Деятельность этого субъекта регулируется заключенным при регистрации договором, а также принятым постановлением правительства от 11 ноября 1995 года с учетом изменений, внесенных постановлением от 29 ноября 1996-го.

Согласно данному контракту, условия имеют свою силу на весь срок его действия. Также, законы и другие нормативно-правовые акты, которые ухудшают положение субъектов СЭЗ, – не распространяются на них.

До недавнего времени ОсОО «HAN-Plast-FEZ» осуществляло свою деятельность, следуя заключенному контракту с генеральной дирекцией и положению о СЭЗ. Однако, беды начались после назначения Орозбека Нусувалиева на должность генерального директора СЭЗ «Бишкек».

Несмотря на то, что О.Нусувалиев приступил к своим обязанностям осенью 2012-го года, претензии к компании «HAN-Plast-FEZ» у него появились лишь в 2013-м году. Полгода молчания ген.директор объясняет тем, что ему понадобилось время для того, чтобы разобраться в ситуации.

Так в чем же разбирался О.Нусувалиев полгода? Ген.директора СЭЗ насторожило, что ОсОО HAN PLAST-FEZ было зарегистрировано как СЭЗ “Бишкек” 16 октября 1998 года, но двусторонний контракт с ген.дирекцией был заключен на полтора года раньше – 10 июня 1997-го. Расхождение в датах заставило его усомниться в действительности контракта. Также Нусувалиев отметил, что 20 субъектов, которые обладают льготами, – злостные нарушители и, якобы, «HAN PLAST-FEZ» среди них стоит на первом месте.

Как известно, в 2000-м году вышел Закон КР О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” с новой редакцией статьи 8 – «….Экспорт произведенной в свободной экономической зоне продукции освобождается от квотирования, за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30 процентов от общего объема произведенной продукции в СЭЗ, в течение года и лицензирования….».

Оперируя изменениями Закона КР “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” от 20 сентября 2000 года N 78, г. Бишкек, ген.директор СЭЗ не учел, что эти изменения не распространяются на субъекты СЭЗ, зарегистрированных до принятия настоящего Закона (Закон КР «О СЭЗ в КР», от 20 сентября 2000 года №78, Статья 2)

Неудивительно, что ОсОО «HAN-Platz-FEZ» отказалось следовать данному изменению, ссылаясь на тот же Закон КР от 20 сентября 2000 года N 78, где говорится, что таможенные и налоговые льготы продолжают действовать для субъектов СЭЗ, зарегистрированных до принятия данного Закона. Стоит также обратить внимание на п.13 Контракта от 1997-го года, где написано, что нормативы и акты, ухудшающие положения сторон, не распространяются на СЭЗ. Так как компания стала субъектом СЭЗ в 1997 до принятия Закона от 2000 года, то она продолжила работу без 30 % квотирования.

Дело в том, что ген.директор требует выплаты НДС от ОсОО «HAN PLAST-FEZ», но ведь по Закону КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” компания освобождена от этого налога. Тем более, по тому же Закону КР в обязанности ген.директора входит:

– обеспечение ограждения территории СЭЗ или создание других условий для таможенного контроля субъектов СЭЗ (Закон КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике», в редакции Законов КР от 15 марта 1996 года N 2, 20 сентября 2000 года N 78, 12 декабря 2001 года N 109, 12 января 2002 года N 6, 6 декабря 2006 года N 199, 22 марта 2007 года N 36, 17 октября 2008 года N 231, 16 июля 2009 года N 222, 7 июля 2011 года N 81).

– выдача разрешения на въезд в свободную экономическую зону, оформление пропусков, разрешение на пребывание и работу, а также другие вопросы, касающиеся деятельности СЭЗ, регулируются генеральной дирекцией СЭЗ. (В редакции Закона КР от 15 марта 1996 года N 2)

– В целях повышения уровня жизни населения ежегодное пропорциональное производство 0,01 процента отчислений из бюджета генеральной дирекции свободной экономической зоны органам местного самоуправления, на территории которых она находится. (В редакции Законов КР от 20 сентября 2000 года N 78, 6 декабря 2006 года N 199, 7 июля 2011 года N 81)

-Регистрация имеющихся или учреждаемых в свободной экономической зоне предприятий с иностранными инвестициями, а также имеющихся или учреждаемых в свободной экономической зоне филиалов, отделений и представительств предприятий, находящихся вне территории свободной экономической зоны

– Установление порядка регистрации хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями

– Сообщение о регистрации субъектов СЭЗ в налоговый орган Кыргызской Республики, Социальный фонд Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики и Министерство юстиции Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 15 марта 1996 года N 2, 20 сентября 2000 года N 78, 12 декабря 2001 года N 109, 7 июля 2011 года N 81)

Как видно, что требовать выплаты НДС от субъектов СЭЗ ген.директор просто не имеет права.

Следует отметить, что при любых нарушениях субъекта СЭЗ остановила бы таможня. Грузовую таможенную декларацию подписывают, а ген.директор приказал не пропускать продукцию.

По словам соучредителя ОсОО HAN-Plast-FEZ, Ахунбая Кошоева, они пошли уже на то, чтобы заплатить налог на 70% продукции, лишь бы не подвести заказчиков. Но когда обратились к таможне СЭЗ с просьбой оформить документы с налогообложением в 12%, как требовал Нусувалиев, им сообщили, что не имеют на это право, поскольку это противозаконно, и их просто после таких оформленных документов уволят. Так по каким законам действует гендиректор СЭЗ? Возможно, он и сам этого не знает.

Хотелось бы привести Статью 12 в Законе КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” в пример:

«В субъектах СЭЗ различные проверки по вопросам их финансово-хозяйственной деятельности и налогообложению производятся с ведома генеральной дирекции СЭЗ не более одного раза в год таможенным и налоговым органами. Вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов СЭЗ со стороны любого государственного органа не допускается, за исключением особого решения Правительства Кыргызской Республики».

В данной Статье четко сказано, что налогообложению субъекты СЭЗ производятся лишь с ведома ген.дирекции, но не самой ген.дирекцией, о чем, видимо, О.Нусувалиев забыл.

В результате конфликта, несмотря на все разрешающие документы, вывоз товара ОсОО «HAN-Plast-FEZ» запрещен о.Нусувалиевым и готовая продукция, предназначенная для фермеров и крестьян, удерживается на территории СЭЗ.

 

7f8f92ce22d7795d0d583bf943a_prev

 

Оставить комментарий

Наши расследования

Почему снизился приток инвестиций?
Силовики снова хотят ввести реестр всех банковских счетов и бенефициаров! Готовимся к краху нашей банковской системы или предвыборной провокации?
В Кыргызстане нет коррупции
Выявлено нарушение антимонопольного законодательства в госзакупке по установке камер для сбора штрафов
Госкомсвязи не хочет отказываться от подозрительной закупки услуг по камерам для "Безопасного города"
У кого-то еще остались иллюзии, что это "карманный" конкурс? Мы уже знаем победителя!
Госзакупка услуг по фиксации нарушений дорожными камерами: техническая неэффективность и признаки "распила".
Можно ли арендовать Сказку?
Антикоррупционное расследование нарушений при привлечении иностранных юридических консультантов к решению государственных задач Кыргызской Республики
Рекомендации Рабочей группы против коррупции в Госгеологии: надо точнее и о другом!
Антимонопольное агентство подтверждает выводы Антикоррупционной Общественной Инициативы о противоречиях аукционов на недра закону.
Искоренение коррупционных схем в Госгеологии: поддержим инициативу!
Коррупционный потенциал и правовые дефекты аукционов по недрам
Возврат коррупционных накоплений
Инсайдерская торговля акциями компаний с кыргызскими активами
Структуры, причастные к коррупции
Для кого законы пишут?