Госзакупка услуг по фиксации нарушений дорожными камерами: техническая неэффективность и признаки “распила”.

Август – самый удобный месяц для проведения госзакупок, к которым организаторы очень не хотят привлекать внимание. Это сезон отпусков – как для кыргызстанцев, так и для иностранных бизнесменов. Объявления в СМИ почти никто не читает, решения принимаются медленно. Самое время по-тихому провести выгодный конкурс – есть шанс, что о нем будут знать только “свои”. А чужие даже если и узнают, не успеют подготовиться. А если и успеют, то точно не смогут договориться с местным банком о выставлении гарантии. Особенно если сократить сроки подготовки до минимально возможных по закону.

Именно так и готовился конкурс на оснащение кыргызстанских дорог камерами фиксации нарушений правил дорожного движения в рамках проекта “Безопасный город”.

Это – во всех отношениях очень примечательная госзакупка. Исходя из заложенных в условия цифр, чистая прибыль победителя по разным оценкам будет колебаться от 20 до 25 миллионов долларов. Много в Кыргызстане таких госзакупок проводится? По пальцам можно пересчитать. Поэтому и решили его провести в самом отпускном месяце, причем по всем классическим правилам “бюджетного распила”.

Надо признаться, мы сами его сначала пропустили. Руководство “Антикоррупционной Общественной Инициативы” в полном составе каталось по Кыргызстану и наслаждалось его красотами. И спасибо агентству “Тазабек” – эти въедливые ребята наткнулись на сайте госзакупок на объявленный на 10 августа конкурс и опубликовали об этом заметку. Мы ее прочитали, поняли, о каких суммах распила идет речь, и тут же начали свою исследовательскую работу. Пришлось вытащить из отпуска наших юристов и не пустить в отпуск сотрудников, которые подбирают нам внешних экспертов.

Что удалось установить?

  • Технические условия конкурса очень сложные, но по этим условиям не было проведено никакого общественного или экспертного обсуждения. Полное “молчание в эфире”. То есть обсуждение самого проекта раньше велось – и весьма активное: проводились мероприятия, приглашали иностранных экспертов – но вот когда решили провести конкурс, его условия никто ни с кем публично не обсуждал.
  • Сообщение о госзакупке появилось на официальном портале госзакупок 20 июля, конкурс был назначен на 10 августа. 22 дня, ни днем больше. Все опрошенные нами эксперты говорят, что, не зная о конкурсе заранее и не имея полного доступа к его техническим условиям, полноценно подготовиться и подать заявку за этот срок невозможно. (После публикации “Тазабека” срок подачи заявок срочно продлили, но на совсем чуть-чуть. И стали по ходу менять его условия. На сегодня внесено уже три изменения).
  • Видимо, чтобы уж совсем наверняка отсечь нежелательных участников, составители конкурсной документации применили откровенно незаконный прием. Из опубликованного на сайте госзакупок проекта договора исчезло Приложение №1, в котором должны содержаться существенные условия. Все приложения в опубликованной документации начинаются с №2. Однако, для сведения инсайдеров, которые этим хотят воспользоваться, сообщаем: такой дефект конкурсной документации является 100% основанием для признания конкурса в суде ничтожным. А потом участники будут судиться с Госкоминформсвязи и Правительством для взыскания своих издержек на участие в конкурсе (банковская гарантия знаете сколько стоит?) – благо, закон “Об инвестициях в Кыргызской Республике” позволяет рассматривать инвестиционные споры в ЛЮБОМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ МИРА, а не только в кыргызстанских судах (пункт 2 статьи 18 закона).

    screen

  • Несмотря на то, что в конкурсной документации написано, что она составлена в том числе на основании закона “О наружном видеонаблюдении”, в ней напрочь проигнорировано положение этого закона о том, что обязательна координация работ по всем проектам видеонаблюдения (статья 8). В результате заинтересованные лица заложили для себя возможность объявить после этого конкурса еще одну госзакупку – на этот раз для сведения всех данных со всех камер в одну систему. В то время как это можно было предусмотреть в условиях конкурса по “Безопасному городу”.

С точки зрения соблюдения интересов национальной безопасности, условия конкурса тоже удивляют. Ничего коррупционного в этом нет, обычная халатность составителей, но не обратить на это внимание мы не можем:

  • Обязательства победителя Конкурса по сохранению персональных данных сформулированы голословно, без конкретных способов их обеспечения, что создает угрозу утечки таких данных недобросовестным третьим лицам и специальным службам иностранных государств.
  • Согласно мировой практике, к работе с такими данными не должны допускаться компании, не имеющие режимно-секретного отдела, сотрудники которого прошли специальное обучение в органе национальной безопасности. Однако, такого условия в конкурсной документации нет.

На юридическом анализе условий конкурса мы не остановились. А стали искать экспертов, которые помогли бы нам оценить техническую часть задания. Помощь оказал один немецкий союз предпринимателей, в состав участников которого в том числе входят разные высокотехнологичные компании. Вот некоторые выдержки из их заключения:

  • “В связи с отсутствием в составе технического задания ряда важнейших требований, профессиональное исполнение технических требований конкурса невозможно”;
  • “Некоторые технические требования нерациональны и требуют пересмотра для оптимизации использования материальных ресурсов заказчика (т.е. государства)”;
  • “Общая архитектура построения и использования программно‐аппаратных комплексов не учитывает реальную практику применения аналогичного оборудования”;
  • “Отсутствуют технические требования по обязательному периодическому метрологическому контролю оборудования”.

И так далее. Общий вывод состоит в том, что технические требования конкурса нуждаются в существенной профессиональной доработке.

Мы никого не обвиняем. Первоначально условия конкурса готовились еще при правительстве Сапара Исакова, а у него сейчас хватает проблем, чтобы мы еще к ним что-то добавляли.

Мы просто говорим: если кто-то пытался сделать “карманный” конкурс с условиями, понять которые может только заранее допущенное к общению с чиновниками лицо, то это сделать уже не получится.

Если его решатся провести, Правительство рискует получить судебный иск о возмещении убытков из-за незаконных условий конкурсной документации.

Если кто-то попытается вставить в размещенные в интернете формы исчезнувшее Приложение №1, у нас есть все скриншоты. И не только у нас. Мы знаем как минимум две добросовестные компании, которые не смогли принять участие в конкурсе из-за того, что их технологические партнеры отказались выделять свои средства и технологии на конкурс с заведомо некорректными условиями.

Что нужно сделать?

  • В нынешнем виде конкурс должен быть отменен. Его все равно признает ничтожным любой международный арбитраж – лучше до этого не доводить и сэкономить средства на юристов.
  • Госкомсвязи должно выйти из засады и создать открытую платформу для обсуждения условий этой госзакупки техническими экспертами из разных стран. Потратьте на это два-три месяца, но зато потом в стране будет работать совершенная, современная, качественная система – за разумные деньги.

И кончайте уже объявлять свои хитрые закупки в августе! Нам летом отдохнуть хочется.

Обсуждение. Комментариев: 1

Влад

Опубликуйте полную версию технического заключения «одного немецкого союза предпринимателей».

Оставить комментарий

Наши расследования

Почему снизился приток инвестиций?
Силовики снова хотят ввести реестр всех банковских счетов и бенефициаров! Готовимся к краху нашей банковской системы или предвыборной провокации?
В Кыргызстане нет коррупции
Выявлено нарушение антимонопольного законодательства в госзакупке по установке камер для сбора штрафов
Госкомсвязи не хочет отказываться от подозрительной закупки услуг по камерам для "Безопасного города"
У кого-то еще остались иллюзии, что это "карманный" конкурс? Мы уже знаем победителя!
Госзакупка услуг по фиксации нарушений дорожными камерами: техническая неэффективность и признаки "распила".
Можно ли арендовать Сказку?
Антикоррупционное расследование нарушений при привлечении иностранных юридических консультантов к решению государственных задач Кыргызской Республики
Рекомендации Рабочей группы против коррупции в Госгеологии: надо точнее и о другом!
Антимонопольное агентство подтверждает выводы Антикоррупционной Общественной Инициативы о противоречиях аукционов на недра закону.
Искоренение коррупционных схем в Госгеологии: поддержим инициативу!
Коррупционный потенциал и правовые дефекты аукционов по недрам
Возврат коррупционных накоплений
Инсайдерская торговля акциями компаний с кыргызскими активами
Структуры, причастные к коррупции
Для кого законы пишут?