Искоренение коррупционных схем в Госгеологии: поддержим инициативу!

По сообщению агентства Tazabek, 7 декабря руководитель Госгеологии Дуйшенбек Зилалиев на совещании рабочей группы Совета обороны по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики сделал презентацию о коррупционных схемах в Госгеологии.

Мы всемерно поддерживаем усилия руководителя Госгеологии по избавлению кыргызских и иностранных инвесторов от вымогательства в руководимом им ведомстве. Мы верим в личную заинтересованность руководителя Госгеологии в уничтожении коррупционных схем.

Тем не менее, внимательно изучив сообщение новостного агентства о “коррупционных схемах”, мы не можем не отметить следующего.

К сожалению, приведенные “факторы возникновения коррупциогенных рисков” сформулированы очень сложно и абстрактно (один термин “Размытость рамок институционального взаимодействия” чего стоит); а вместо анонсированных 13 коррупционных схем уважаемый руководитель ведомства перечислил лишь процессы, в ходе которых эти схемы возникают.

Мы призываем уважаемое руководство Госгеологии завершить этап абстрактных заявлений и перейти к конкретике. Все инвесторы, которых еще не успели распугать вымогательством и некомпетентностью за последние годы, с нетерпением ждут конкретных мер, а не абстрактных заявлений.

Полагаем, что если бы руководство Госгеологии опросило – желательно на неофициальной основе – пять-шесть активных недропользователей, список “коррупционных схем” был бы весьма конкретным, и никто бы не говорил про “систему индикаторов деятельности” и прочие абстракции.

Понимая, что на выявление конкретных коррупционных схем в Госгеологии может уйти время, мы выступаем с инициативой сбора сведений об этих схемах самостоятельно. Пишите нам на электронную почту, мы гарантируем анонимность обращения (наш сервер находится в Германии и администрируется вне Кыргызстана). Можете обратиться к нам лично, мы сохраним обращение в тайне.

А для начала – вот несколько понятных нам, конкретных коррупционных схем в Госгеологии, от которых все инвесторы, честно говоря, уже устали.

Первое. Изменение условий действующих лицензий в части объемов добычи. “Советские” запасы ГКЗ не всегда подтверждаются, отход золота или иного ископаемого бывает ниже запланированного проектом (ни одна разведка не дает абсолютно точных данных о содержании полезного ископаемого по всему объему породы). Поскольку недропользователь “штрафуется” за недовыполнение объемов добычи (вменяются “сверхнормативные потери” или иначе), согласование фактических объемов добычи вместо проектных является коррупционным вопросом. Что делать? Установить приказом по Госгеологии, что основанием пересмотра проектных объемов добычи могут быть данные об установленном в процессе добычи или опережающей эксплуатационной разведки фактическом содержании полезного ископаемого, подтвержденные актом проведенной недропользователем экспертизы (данные проб, уточненная схема залежи и пр.)

Второе. Изменение границ лицензий. “Советская” разведка иногда ошибалась в вопросах контуров месторождений. За пределами установленных десятки лет назад контуров зачастую остаются богатые залежи. Сейчас согласование увеличения площади участка – коррупционный вопрос (начиная с подготовки заключения для комиссии). Что делать? Если участок, который недропользователь хочет “прирезать”, не заходит на пролицензированные другим недропользователем площади, разрешать в упрощенном порядке дополнение лицензионного приложения правом на разведку такого участка. По результатам разведки и постановки дополнительных запасов на баланс ГКЗ действующее лицензионное приложение на разработку корректируется с включением новых запасов.

Третье. Упрощение “понижающей разведки”. За годы, прошедшие со времени составления отчетов о наличии тех или иных запасов золота, угля и других ископаемых на месторождениях, на некоторых месторождениях часть запасов была добыта нелегальным образом местными жителями. Особенно это актуально для месторождений россыпного золота. Сейчас снижение запасов на месторождении по результатам уточняющей разведки сопряжено с трудностями (которые, естественно, снимаются коррупционным путем). Что делать? При обращении недропользователя с заявлением на пересмотр условий лицензионного приложения из-за обнаружившихся на участке следов нелегальной добычи в упрощенном порядке согласовывать право лицензиата на уточняющую разведку с целью снижения запасов в ГКЗ. Высылать специалистов Госгеологии на участок для фиксации этих следов. (Мы уже не говорим о том, что распределяя лицензии на такие месторождения, государство по сути “торгует воздухом” и при правильной постановке дел должно делать понижающую разведку само).

Четвертое. Упрощение пересмотра параметров технического проекта. Недропользование – сложный, живой процесс, и заранее невозможно предусмотреть все технические аспекты отработки месторождения. К сожалению, пересогласование отдельных аспектов технического проекта зачастую превращается в коррупционный процесс. Что делать? Необходимо раз и навсегда определить, что государство должно вмешиваться в технические решения недропользователя только для обеспечения безопасности работ, экологии и защиты недр. При соблюдении этих интересов технические параметры работ могут изменяться компанией в упрощенном порядке.

Пятое. Размытость требований к документам, представляемым на лицензирование. Хватит от одних заявителей требовать одного, а от других – другого. Что делать? Установите единообразные требования как минимум к документам о наличии финансирования работ на участке / месторождении, закрепите приказом, опубликуйте на сайте. Признайте раз и навсегда, что ни один документ не может в полной мере гарантировать наличие у компании финансов в каждый момент исполнения технического проекта. Деньги со счета можно снять, кредитная линия может быть изменена, кредитор может на полностью законном основании отказаться предоставлять очередной транш и пр. Остановитесь на финансовом регулировании недропользования. Пусть недропользователь платит повышенный сбор за удержание лицензии, а то, откуда он возьмет финансы, пусть будет его проблемой. Не платит за удержание – аннулируйте лицензию. В этих условиях обычной справки инвестора о его источниках финансирования проекта должно быть достаточно, не заставляйте инвесторов отвлекать финансы только для того, чтобы продемонстрировать их Госгеологии в момент получения лицензии, это лишнее бремя для компании и только плодит коррупцию.

Шестое. Выступите с инициативой убрать из Постановления правительства, регулирующего порядок проведения аукционов, правовые ошибки и потенциально коррупционные положения. Об этом мы заявляли ранее, здесь не будем повторяться. Уважамый Дуйшенбек Текшербекович, это не претензия к Вам, это не попытка сорвать аукционы, это желание как можно скорее исправить нормативную базу, которая на сегодня столь дефектна, что не позволяет серьезным международным компаниям идти на аукционы.

Седьмое. Недропользователи обращаются в Госгеологию за множеством административных действий: продление лицензий, утверждение отчетов, уточнение условий лицензионных приложений, трансформация лицензий и пр. Решения по многим из этих вопросов принимает регулярно заседающая комиссия по лицензированию. Она – коллегиальный орган, заседает публично и поэтому избавлена от коррупционного торга с недропользователем по предметам рассмотрения. Коррупционный торг (вернее, скрытое или прямое вымогательство) происходит на этапе подготовки документов на комиссию. Что делать? Необходимо приказом по Госгеологии установить обязательность письменной формы для требований, заявляемых к лицензиатам специалистами Управления лицензирования недропользования на этапе подготовки их материала к рассмотрению комиссией. Если эти требования законны и обоснованны, недропользователь будет вынужден их выполнить. Однако, если эти требования не основаны на законе и произвольны, у недропользователя сразу возникнет формальное основание обжаловать их руководителю Госгеологии. Необходимо предусмотреть невозможность ссылаться на требования к документам, не заявленные письменно, в качестве оснований отрицательного решения на комиссии по выносимому вопросу. Это требование не уничтожит полностью волокиту и скрытое вымогательство, но создаст для руководителя Госгеологии прямой механизм контроля за действиями наиболее “проблемного” управления в ведомстве.

* * *

Пусть перечисление выше коррупционных схем будет началом большой общественной работы по их полному уничтожению. Мы призываем всех инвесторов в кыргызские недра, нынешних и потенциальных, информировать нас о коррупционных схемах в Госгеологии и о том, как, по вашему мнению, их можно устранить.

Антикоррупционная Общественная Инициатива
9 декабря 2013 года

Оставить комментарий

Связанные новости